воскресенье, 20 апреля 2008 г.

Цена красного крестика

В одно время я стремился повысить свой доход с фриланса за счёт расширения своей специализации. В общем то это очень естесственное и логичное решение. Действительно, допустим, портфель заказов на работы по установке Drupal приносит какую то стабильную оплату, круг постоянных клиентов более менее сформировался, а получение новых заказов сопряжено с повышенными трудностями. Любая биржа труда или форум имеет ограниченный потенциал на объём заказов. И еще есть конкуренция между фрилансерами. В результате мы быстро упираемся в потолок и если доход нас не устраивает, то начинаем изучать Joomla и предлагать услуги уже по двум системам. И в результате через некоторое время поисков становимся человеком-паравозом и пишем у себя в профиле: вёрстка сайтов, дизайн, php, Ajax, Perl и т.д. И хорошо если там нет еще C++.

Знаете, я верю, что человек может иметь действительно потрясающий кругозор и знать множество технологий. Тут дело в другом. Распыляясь на несколько областей, мы одновременно распыляем и портфолио. И когда казалось бы наступает звёздный час ("Вот мой клиент! Я хочу с ним работать!") оказывается, что клиенту нужен опытный PHP программист, остальное ему приятно, но не нужно, а вы можете ему показать только несколько хороших работ. В целом работ у вас много, но именно по PHP — 1/6-1/4 часть от целого.

Что делать?

Описанный выше этап необходим фрилансеру, чтобы определиться с наиболее интересной отраслью, он позволяет найти то, в чём вы готовы специализироваться. И только. Не надо продолжать быть эникейщиком от фриланса. Выбирайте специализацию и выбивайтесь в число профессионалов.

Мой опыт показывает, что узкий профессионал (с пониманием смежных технологий, но не специализирующийся на них) имеет возможность заработать много больше эникейщика, предлагающего широкий спектр услуг. Повышение дохода обеспечивается более дорогими заказами, требующими более профессионального подхода. Таких заказов всегда меньше. Конкуренция тоже меньше ;) Но деньги будут платить не просто так, а действительно за профессионализм, за соблюдение драконовских требований к уровню качества.

И последняя ремарка на эту тему. Я говорю здесь конечно большей частью о веб-разработке и смежных областях. Здесь всё меняется достаточно быстро: появляются новые технологии, требуются новые специалисты. Вырастая в профессионала, периодически оглядывайтесь вокруг, чтобы не отстать от этого. Хороший пример — сейчас уже бесполезно становиться профессионалом табличной вёрстки :)

Ах да, хотите знать, при чём тут красный крестик? Просто он для меня на каком-то этапе развития стал символизировать наличие очень мелких недочётов в моей работе. Это вещи, наличие которых неочевидно, а их присутствие по сути не мешает нормальной работе сайта. В числе этого соблюдение стандартов оформления кода, наличие комментариев, правильные отступы, забота о тех людях, которые будут читать мой код и т.д. Это черта профессионала (качество кода в своей сути я подразумеваю).

Педантичность в достижении качества кода (отсутствие "красных крестиков") повысило мой доход в 5 раз всего лишь за пару недель (этап привыкания).

Удачи!

Комментариев нет: